Статьи

Состояние ливневых канализаций
31.03.2016

Состояние ливневых канализаций

Череда наводнений и подтоплений разом обнажает все накопившиеся проблемы муниципальной инженерной инфраструктуры. «Внезапно» оказывается, что ливневые канализации, как старой постройки, так и сданные в эксплуатацию всего пару лет назад, не справляются со своей основной функцией – отводом дождевых вод.

Почему снова потоп?

Июнь и июль 2015 года выдались у нас на редкость дождливыми и богатыми на «мокрые» новости. Москва, Екатеринбург, Курск, Липецк, Воронеж, Екатеринбург, Сочи — вот далеко не полный перечень наводнений, которые привлекли внимание СМИ. Сценарий потопов везде был как под копирку: за несколько часов на город выливалась месячная норма осадков и начинался локальный хаос. Выходили из берегов мелкие речушки, затапливались улицы и площади, подземные переходы и железнодорожные вокзалы. Когда вода уходила, местным властям оставалось только считать убытки, устранять последствия разгула стихии, искать причины и «назначать» виновных.

В Курске, где в результате кратковременного, но мощного ливня оказались подтоплены многие центральные улицы, с причиной потопа определились быстро: забитые мусором ливневые колодцы и коллекторы. Тот же диагноз поставили и потопу в Воронеже. Подобная ситуация наблюдается во многих городах – из-за не проведенных своевременно регламентных работ по прочистке, «ливневка» оказывается бесполезна именно тогда, когда она больше всего нужна.

Потоп на ул. Алекссевской, г. Нижний Новгород. Из сообщения портала vgoroden.ru:
По словам главы управления, формально число и состояние дождеприемных колодцев на улице Алексеевской соответствует существующим правилам и нормативам, однако ливневая канализация не справляется с большими объемами воды ввиду уплотнения застройки в Нижегородском районе города.

Наученные горьким опытом

В Санкт-Петербурге, где о наводнениях знают не понаслышке (за всю историю город затапливало 330 раз), к содержанию систем водоотведения относятся очень серьезно. В последние годы объем работ по прочистке сетей постоянно растет, что снижает количество засоров и позволяет обеспечить эксплуатацию сетей в штатном режиме в период паводка.

Ольга Рублевская, заместитель директора филиала «Инженерно-инновационный центр» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», рассказывает, что для проведения плановой комплексной очистки сетей водоотведения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» применяет гидродинамическое оборудование с высокоэффективными каналопромывными насадками на базе автомобилей Scania и каналопромывочные машины на базе шасси КАМАЗ. По словам специалиста, помимо собственного парка техники, водоканал также пользуется услугами сторонних компаний.
Далеко не всегда грузовик с гидродинамической установкой может подъехать к колодцам ливневой канализации, чтобы прочистить коллекторы и трубопроводы малого диаметра. В таких случаях используют компактные прочистные машины.

«По нашему опыту, промышленными предприятиями, городскими коммунальными службами и водоканалами востребованы простые в использовании и обладающие большой мобильностью решения. Например, для обслуживания канализационных сетей диаметром 50-250 мм хорошо подходят секционная прочистная машина RIDGID К-1500 с дальностью действия до 90 м или портативная гидродинамическая машина RIDGID KJ3100 с рабочим давлением 205 бар, - рассказывает Андрей Макаров, руководитель российского подразделения компании RIDGID, ведущего мирового производителя профессионального инструмента для строительно-монтажного, сантехнического и промышленного секторов.

Антон Коськов, зам. главного инженера ГП «Калугаоблводоканал», для предупреждения засоров считает очень важным регулярный мониторинг состояния канализационных сетей: «Наш отдел оптимизации режимов сетей и сооружений для этих целей использует несколько типов оборудования – самоходные платформы и плавающие модули с камерой. Для диагностики трубопроводов диаметром от 50 до 300 мм применяется видеодиагностический комплекс RIDGID SeeSnake. Особое внимание уделяется магистральным коллекторам больших диаметров, так как проблемы в них могут иметь последствия для целых районов города. Обычно они обследуются один-два раза в год перед весенним паводком и в летний период».

Пропускную способность на максимум

В качестве одной из причин подтоплений эксперты называют устаревшие системы ливневой канализации. Во многих городах трубы, дождеприемные решетки, коллекторы и насосные станции давно выработали свой ресурс и сильно изношены. К тому же многие из систем проектировались еще в середине XX века, и теперь банально не справляются с возросшими объемами стоков.

Николай Смирнов, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области, после подтоплений в Екатеринбурге заявил, что пропускную способность «ливневки», которую строили еще в 1960-70-е годы, нужно увеличить минимум на 20%, чтобы она справилась с большим количеством осадков.[1]

«Власти многих регионов осознают необходимость переоснащения систем ливневых канализаций и предпринимают шаги в данном направлении. Особое внимание при этом мы рекомендуем уделять оборудованию, которое устанавливается на насосных станциях. К сожалению, часто причиной их затопления становится то, что штатные насосы не справляются с нагрузкой, – считает Игорь Кинаш, заместитель директора Департамента по реализации проектов компании GRUNDFOS, ведущего мирового производителя насосов.

Есть немало примеров, когда модернизация насосного оборудования решала разом множество проблем систем водоотведения. Так, в Тракторозаводском районе г. Челябинска из-за увеличения числа построек канализационный коллектор не справлялся с отведением стоков. Особенно остро проблема вставала в сезон паводков и сильных осадков, когда подтапливались подвалы домов. При модернизации канализационной станции, которую проводило МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения», было установлено два погружных насоса GRUNDFOS серии SL1, что позволило отводить стоки в объеме до 100 куб.м в час. После введения в эксплуатацию новой установки все проблемы были устранены.



По материалам: Stroyportal.ru, Vgoroden.ru

[1] newsru.com/russia/24jun2015/potop.html



← Назад к списку